Смоленщина. XIX век

Мужская классическая гимназия

Период с 1804 по 1833 год

Первый директор гимназии
Л.Ф. Людоговский

Отечественная война. Прекращение занятий в гимназии. Взятие Смоленска

Учебная часть. Проект упрощения программ

Учителя, материальное положение, особые требования

Архив экспонатов музея истории гимназии им. Н.М. Пржевальского

Смоленская Мариинская женская гимназия

Смоленское реальное училище

Смоленское женское епархиальное училище

Духовная семинария

Источники

Главная

Источники

1. М.В. Аксенов. История написания книги «Историческая записка о Смоленской губернской гимназии. Часть I.
(1786-1833 г.г.)
. Смоленск, типография П.А. Силина,1912 г.

   26 марта 1904 года  исполнилось ровно 100 лет со дня открытия или, точнее, образования Смоленской губернской гимназии из  прежде бывшего главного народного училища, учрежденного в Смоленске в 1786 году. Такая важная в жизни учебного заведения дата не могла ускользнуть от внимания педагогической корпорации, и за два года  перед тем, покойным директором А.А. Кедринским, на одном из заседаний совета возбужден был вопрос  как о достойном чествовании этого знаменательного дня, так и об издании исторической записки Смоленской гимназии за истекший столетний период ее существования. Постановлено было отпраздновать предстоящий юбилей  возможно торжественнее, а на расходы по приготовлению к нему и на составление записки исходатайствовать из специальных средств гимназии соответствующую сумму, на что  Его  Превосходительство господин бывший попечитель Московского Учебного Округа П.А. Некрасов тотчас же изъявил полное согласие.
Тем не менее, ввиду происходившей тогда несчастной войны с Японией, юбилейное торжество своевременно не состоялось, и было отложено на неопределенное время. Действительно, было бы странно предаваться празднеству, хотя бы и скромному, в те дни русской печали, которые вскоре усугубились всеми известными еще более печальными обстоятельствами, последовавшими вслед за заключением Портсмутского мира…. Немаловажной причиной отсрочки празднества и печатания исторической записки было так же  и недостаточное состояние специальных средств гимназии, крайне обремененных содержанием  параллельных классов исключительно на собственные средства.
   Что касается составления исторической записки о Смоленской гимназии, то это дело обстояло так.
   М.В. Аксенов: «Будучи воспитанником этой гимназии и состоя в то время в ней же преподавателем, я с истинным удовольствием принял лестное для меня поручение сослуживцев  составить исторический очерк  столетнего существования учебного заведения, которому обязан своим воспитанием и образованием, видя в таком труде нравственный долг и лучший способ выражения признательности. Сверх того, любопытно было заняться историей  одного из старейших в нашем отечестве гимназий».
   Генетически связанная с прежде бывшим в Смоленске главным народном училищем, открытым в конце XVIII века, в царствование Екатерины Великой, которая своим знаменитым уставом 5 августа 1786 года положила прочное основание систематическому народному образованию вообще и средней общеобразовательной школе в частности, Смоленская гимназия в течение 125 лет прошла, так сказать, через все стадии развития общественного образования в России и уже в силу одного этого вызывает  к своей судьбе  выдающийся интерес. Далее, за такой продолжительный срок она воспитала, конечно,  не  малое число людей, которые занимали потом высшие государственные должности, или прославились на поприще науки и литературы, или, наконец, приобрели себе известность в сфере общественной деятельности вообще.  В ее стенах учились такие, например, деятели, как замечательный юрист дореформенного суда М.М. Карниолин-Пинский (выпуск 1811 г), впоследствии обер-прокурор Правительственного Сената и первоприсутствующий в общем собрании кассационных департаментов; попечитель Киевского и Одесского учебных округов С.П.Голубцов (вып. 1828 г); товарищ министра земледелия и государственных  имуществ А.П. Энгельгардт; нынешний попечитель Московского Учебного  Округа А.А. Тихомиров; начальник главного переселенческого управления Г.В. Глинка и пр.  В ней же первоначальное воспитание получили: знаменитый русский путешественник  Н.М. Пржевальский, талантливый статистик-отчизновед и журналист первой половины XIX  века В.П. Андросов, член кружка Белинского, Станкевича и Герцена, и известный писатель-публицист Ф.П. Еленев. Она дала  много хорошо подготовленных и даровитых воспитанников университетам и другим высшим учебным заведениям, в которых они впоследствии с честью занимали профессорские кафедры, как например, Я.А. Лукьянов, доктор чистой математики в Демидовском и Ришельевском лицеях; знаменитый профессор медицины И.Н. Новацкий; известный профессор-фармаколог Московского университета В.А. Тихомиов и его брат, покойный профессор анатомии в Киевском университете М.А. Тихомиров.
   Приступив к собиранию материала для будущей своей записки, я скоро убедился, что задача моя гораздо сложнее, чем можно было предполагать вначале. Главное затруднение оказалось в том, что историю гимназии, преобразованной из бывшего главного народного училища, безусловно необходимо было начинать с момента возникновения последнего, то есть  с 22 сентября 1786 года, а между тем в архиве Смоленской гимназии не сохранилось никаких следов от времени, предшествовавшем эпохе Отечественной войны, ибо в 1812 году, при двукратном разгроме Смоленска войсками Наполеона, вместе с  другими местными архивами, погиб и гимназический. Правда мне удалось добыть краткий исторический очерк  Смоленской гимназии, написанный в 1854 году, по поводу первого пятидесятилетия П.Д. Шестаковым, тогдашним директором, и ставшей уже библиографической редкостью, и разыскать  черновые наброски  исторической записки  инспектора А.Л. Нилендера, сделанные в 1871 году. Но оба  эти случайно найденные пособия не могли принести мне  существенной пользы, так как, с одной стороны, оказались слишком краткими и поверхностными, а с другой – в них почти ни слова не сказано о периоде 1786-1812 гг. Пришлось обратиться к архивам центральных учреждений.
   Прежде всего, я направился в Министерство, в архив Департамента Народного Просвещения. Здесь, с разрешения бывшего директора последнего, В.А. Рахмнова и благодаря любезному содействию покойного Н.П. Барсукова, начальника архива, я просмотрел внимательно все, что только могло иметь какое-либо отношение к моей задаче, и в особенности использовал материал, заключавшийся в Ведомостях о состоянии народных училищ и известиях, касающихся до распространения наук в Смоленском нампстничестве. Без этих официальных данных, представляющих собой донесения тогдашних директоров Смоленских училищ, совершенно немыслимо было бы составить даже такой краткий очерк истории Смоленского главного народного училища, какой предлагается читателям в моем труде.
   Еще труднее было восстановить внутреннюю жизнь Смоленской гимназии в первые восемь лет по ее открытию (1804-1812), так как в министерском архиве сохранились лишь самые общие сведения, как о преобразовании гимназии, так и о первых годах ее жизни. Приходилось пополнять их данными из официальных изданий Министерства, таких как «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (1803-1817), из старинных С.-Петербургских и Московских Ведомостях, которыми  я пользовался в Императорской  Публичной библиотеке и в библиотеке Московского университета.  Университетский архив так же, как и  архив Смоленской гимназии, начинается с 1713 года, ибо  наравне с ним пострадал в памятную годину французского нашествия и разорения, а потому почти ничего не мог мне дать за первые восемь лет существования гимназии. Это тем более жаль, что в течение первой четверти XIX в. Гимназии и другие учебные заведения Московского Учебного Округа всецело подчинены были  так называемому Училищному комитету, т.е. коллегии профессоров Московского университета под председательством его  ректора. Зато,  начиная с 1813  по 1832 год включительно, университетский архив представил значительное количество материала для восполнения  пробелов, оказавшихся за тот же период в архиве смоленской гимназии, документы которого, за давностью времени и вследствие неоднократной переноски из одного помещения в другое, а так же, вероятно, и по небрежности тогдашней канцелярии, утрачены целыми массами, и гимназический архив является в более или менее упорядоченном виде лишь с 1833 года.
    Немало труда и забот представило собирание данных, так сказать, из  живых источников, путем обращения к бывшим воспитанникам Смоленской гимназии с просьбой о доставлении воспоминаний и записок, у кого они сохранились, и сведений о своем служебном положении. Хотя на этот призыв  откликнулись далеко не все, все же мне посчастливилось застать в живых таких ветеранов, как Н.Л. Людоговский, младший сын первого директора гимназии и воспитанник конца 20-х  и начала 30-х годов, А.Н. Троицкий, учившийся в конце 30-х и начале 40-х годов, и получить непосредственно от них ценные данные о внутренней жизни гимназии в то отдаленное время. Считаю долгом выразить  особенную признательность ныне здравствующим воспитанникам гимназии:  О.Н. Воейкову, П.Н. Мрочеку-Дроздовскому и А.И. Елишеву, доставившие мне весьма интересные воспоминания о своем гимназическом  времени.

Дорогобуж, 30 декабря 1911 г.

2. М.В. Аксенов. Лев Федорович Людоговский. Первый директор Смоленской Губернской Гимназии. (1799-1834). Историко-биографиеский очерк. Смоленск,
типография П.А. Силина, 1906 г.

  Полный текст книги можно скачать здесь: Л.Ф.Людоговский

 

 

 

 

 

3. В.И. Грачев. "Иллюстрированный путеводитель по Смоленску". Смоленск, 1908 г.

4. И.А. Филимонова. Исторический путеводитель "Смоленщина приглашает". Смоленск, 1956 г.

 

© Гимназия им. Н. М. Пржевальского 2012 г.