Смоленщина. XIX век

Мужская классическая гимназия

Период с 1804 по 1833 год

Первый директор гимназии
Л.Ф. Людоговский

Отечественная война. Прекращение занятий в гимназии. Взятие Смоленска

Учебная часть. Проект упрощения программ

Учителя, материальное положение, особые требования

Архив экспонатов музея истории гимназии им. Н.М. Пржевальского

Смоленская Мариинская женская гимназия

Смоленское реальное училище

Смоленское женское епархиальное училище

Духовная семинария

Источники

Главная

Духовная семинария

Школьное духовное образование в Смоленске, начатое митрополитами Сильвестром III (Крайским) и Дорофеем (Короткевичем), окончательно сформировалось при епископе Смоленском Гедеоне (Вишневском) (1728-1761) созданием здесь семинарии в 1728 году. Преосвященный Гедеон, являвшийся ранее ректором Московской славяно-греко-латинской академии, с первых же дней своего пребывания на Смоленской кафедре приложил много усилий для распространения просвещения среди духовенства. Ввиду того, что Духовный Регламент предписывал создавать училища при монастырях, преосвященный Гедеон решает открыть семинарию в Авраамиевском монастыре, в котором в период вхождения Смоленска в состав Польши, как уже говорилось, существовала созданная доминиканцами школа. Для этого в 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору, где вместе с разрешением на создание семинарии просил также содействия данному проекту из государственной казны. В том же 1728 году в ответ на просьбу епископа Гедеона последовал именной указ императора Петра II об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Получив настоящий указ, преосвященный Гедеон сразу же приступил к реализации своих планов. Он заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания — библиотеку и корпус для учителей, вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил еще три каменных двухэтажных здания — учебные классы и корпус для учеников. Очевидно, что все это епископ Гедеон сделал не в один 1728 год, но в течение также и нескольких последующих лет.
Правилами епископа Гедеона в Смоленской семинарии в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие — четыре года, философия — два года, риторика и пиитика — по одному году каждая и грамматика — в трех низших школах — синтаксиме, грамматике и фаре. При этом изучались еще греческий, еврейский, французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Солдатские же и крестьянские дети в семинарию поступить не могли. Все ученики семинарии, особенно высших школ, в классах и вне их обязаны были говорить на латыни. Преосвященный Гедеон в своих регулах дает подробные указания о том, что и как должно быть пройдено по богословию, философии, риторике, пиитике и в школах синтаксимы, грамматики и фары. Там же содержатся и определенные методические предписания учителям. Например, преподаватели богословия и философии должны были иметь обязательные субботние, месячные и третные диспуты, а также, по желанию, и в конце года, на которых присутствовал архиерей, ректор и прочие учителя.
В курсе риторики и пиитики все внимание практически полностью было сконцентрировано на составлении и произнесении похвальных, приветственных и благодарственных речей на латыни Первые сохранившиеся сведения о количестве учащихся в Смоленской семинарии относятся к 1741 году. На тот момент в ней обучалось 515 человек. Впоследствии число воспитанников с каждым годом увеличивалось. Так, в 1747 году оно доходило до 667 человек.. Воспитанники семинарии всегда принимали активное участие в общественной и культурной жизни Смоленска. Так, в XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. В 1779-1783 гг. в Смоленской семинарии обучался будущий первый историк Смоленска, автор знаменитого труда «История города Смоленска» (1803 г.), героический участник Отечественной войны 1812 года священник Никифор Адрианович Мурзакевич. В 1795 году Смоленскую епархию возглавил епископ Димитрий (Устимович) (1795-1805). До назначения в Смоленск он являвлялся епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии, а еще ранее — ректором Киевской духовной академии. Прибыв на Смоленскую кафедру, преосвященный Димитрий сразу же вошел в курс епархиальных дел, в том числе и касательно семинарии. Усилиями епископа Димитрия, обладавшего богатым опытом преподавателя и руководителя духовной школы, в Смоленской семинарии был улучшен процесс обучения, введены новые дисциплины и учебные руководства. Помимо ранее существовавших классов с 19 октября 1802 года в Смоленской семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года — класс еврейского языка.
К этому времени в семинарии имелась хорошая библиотека, состоявшая из 2157 томов. По состоянию на 1802 год в Смоленской духовной семинарии обучалось 685 воспитанников. 
В 1812-1813 гг. Смоленскую епархию возглавлял епископ Ириней (Фальковский), являвшийся в свое время ректором Киевской духовной академии. Управление Смоленской епархией преосвященным Иринеем пришлось на тяжелейший для России период Отечественной войны с французами. Смоленская духовная семинария, как и весь город, подверглась разорению, воспитанников распустили по домам. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи и мн. др. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до начала августа 1813 года размещались пленные французы. Разграблению подверглась библиотека, были утрачены многие документы семинарии. В связи со всем этим в 1812/1813 учебном году Смоленская семинария не осуществляла своей учебно-воспитательной деятельности. В 1813 году епископ Ириней согласно собственной просьбе был переведен из Смоленска коадъютором Киевской митрополии.

В соответствии с уставом 1814 года во всех семинариях, в том числе и Смоленской, обучение продолжалось в течение шести лет на трех отделениях — высшем, среднем и низшем, по два года на каждом. В низшем отделении, иначе называвшемся классом словесности или риторики, изучались словесные науки и всеобщая история. В среднем отделении, или философском классе, преподавались философские науки, а также математика и физика. В высшем отделении, по-другому именовавшемся богословским классом, изучались богословские дисциплины и церковная история. Кроме этого во всех отделениях преподавались также греческий, немецкий и французский языки, а в среднем и высшем отделениях еще и еврейский.
В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась. Богословские предметы все более разветвлялись, их число увеличивалось с открытием новых кафедр. Преподавание основных дисциплин велось на латинском языке.
Следствием довольно требовательного подхода к успеваемости воспитанников стало сокращение их числа. Если ранее в Смоленской семинарии обучалось от 500 до 600 студентов, то с сентября 1867 года в ней осталось только 260. В итоге количество учащихся семинарии оказалось меньшим положенного по штату. Однако позже всем уволенным студентам было позволено вновь вернуться в семинарию.
В 1867 году система духовных школ вновь подверглась реформированию. В соответствии с новым семинарским уставом были ликвидированы духовно-учебные округа, упразднена административная власть академий по отношению к семинариям и семинарий по отношению к духовным училищам. Для управления всеми духовными учебными заведениями учреждался Учебный комитет при Святейшем Синоде. Наблюдение за деятельностью семинарии осуществлял епархиальный архиерей. Собрания правления семинарии разделялись на педагогические и распорядительные.
Новым уставом отменялось прежнее деление семинарии на три двухгодичных класса, вместо чего было сформировано шесть классов с годичными курсами обучения. В семинариях вводилось преподавание педагогики.
В 1861-1867 гг. в Смоленской семинарии учился будущий выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев.
В 1888 году Смоленскую духовную семинарию окончил Иван Васильевич Попов — знаменитый богослов, патролог, профессор Московской духовной академии, расстрелянный в 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 2003 году И. В. Попов был прославлен в лике святых как новомученик. В 1889 году обучение в Смоленской семинарии завершил в будущем известный местный историк, краевед Иван Иванович Орловский.
К началу 1870-х годов помещения семинарии уже не отвечали потребностям. Очевидной стала необходимость строительства нового здания семинарии. Однако реализация этого шла довольно медленно. Дело продвинулось после посещения Смоленской семинарии в 1886 году обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым.
В декабре 1887 года Святейший Синод утвердил план и смету и выделил необходимую сумму на строительство нового здания семинарии и ремонт двух старых корпусов. С началом 1888 года приступили к подготовке материалов, и уже весной началось само строительство. К сентябрю 1891 года здание семинарии было построено. Расположилось оно на Спасской улице (ныне ул. Реввоенсовета) и сохранилось до наших дней. Внутри нового корпуса была устроена домовая семинарская церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В XIX-начале XX вв. Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни Смоленска. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания — лучшем зале Смоленска того времени.
В 1901 году Смоленскую семинарию окончил Александр Романович Беляев — знаменитый писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Здание бывшей духовной семинарии сохранилось до сих пор. Сейчас - это жилой дом.

 

 

 


© Гимназия им. Н. М. Пржевальского 2012 г.