Смоленщина. XIX век

Мужская классическая гимназия

Период с 1804 по 1833 год

Первый директор гимназии
Л.Ф. Людоговский

Отечественная война. Прекращение занятий в гимназии. Взятие Смоленска

Учебная часть. Проект упрощения программ

Учителя, материальное положение, особые требования

Архив экспонатов музея истории гимназии им. Н.М. Пржевальского

Смоленская Мариинская женская гимназия

Смоленское реальное училище

Смоленское женское епархиальное училище

Духовная семинария

Источники

Главная

Учителя: их материальное положение, особые требования к ним со стороны министерства

  

   Если сравнить материальное положение учителей, по Уставу 1804 года, с постановкой дела в предшествующую эпоху, то, бесспорно, заметен крупный шаг вперед. Штаты увеличены почти вдвое, все штатные расходы оплачиваются из средств казначейства, что вполне гарантирует их правильность, наконец, положено основание пенсионного капитала. В силу 23 статьи Предварительных Правил Народного просвещения лица, посвятившие себя наставлению юношества в общественных училищах, должны пользоваться при отставке пенсией, соразмерной числу лет их службы. Высочайше утвержденное положение Главного Правления училищ, от 7 сентября 1805 года, определяет полный оклад жалованья в пенсию за 30 лет беспорочной службы, за 25 лет – две трети оклада, за 20 лет – одна треть. Наивысший размер пенсий для вдов умерших чиновников учебного ведомства не должен превышать половины оклада жалованья умершего. Вдовы учителей, умерших до истечения 20 лет службы, получают единовременно полный оклад. Высочайший указ, от 28 декабря 1818 года, распространяет эти правила и на детей умерших училищных чиновников.
   Сверх этого, чиновники учебного ведомства пользовались некоторыми другими преимуществами, например, освобождение имеющих из них собственные дома от воинского постоя  или от городских налогов.
   Тем не менее, положение многих учителей было далеко не из легких. Штатного содержания едва хватало для самой скромной жизни, особенно в первые годы после разорения чсоленской губернии в 1812 году и в годы неурожайные, нередко ее постигавшие. Впрочем, благодаря всегдашней заботливости директора Людоговского, принимавшего всевозможные меры к улучшению материального положения учителей его дирекции, к концу изучаемого периода гимназические преподаватели обеспечены были довольно приличным содержанием. Так, в 1831 году из годового бюджета гимназии, простиравшегося до 10491 р., они получали следующее жалованье:


  

   Казенных квартир, вследствие крайней тесноты гимназического дома, вмещавшего в себя три учебных заведения: гимназию и училища – уездное и приходское, было всего 4: для директора, двух учителей и письмоводителя. Из квартир, предназначенных для учителей и крайне тесных (состоящих всего из 2-3 комнат), одну занимал учитель немецкого языка Е.К. Штанге, а другую – до 1815 года учитель истории и географии И.С. Холодковский, затем до 1820 г. – учитель французского языка К.К. Даетор и, наконец, А.Н. Елоховский. Остальные учителя пользовались квартирными деньгами из хозяйсивенных сумм гимназии: старшие получали 150 рублей, а младшие – 100 рублей. Сверх того, им полагалось дровяное и свечное продовольствие, причем старшему учителю не более 15 саженей трехчетвертных дров, а младшему – 12 саженей дров и 2 пуда свечей.
   Из сказанного видно, что не все учителя обеспечены были со стороны гимназии в одинаковой степени, хотя начальством предпринимались всякие меры в этом направлении, например, в виде совмещения в одном лице двух должностей. Оставалось искать сторонних заработков вроде занятия должностей в других ведомствах, которые однако  были в то время большой редкостью и скудно оплачивались.
    Между тем правительство предъявляло к педагогам очень высокие требования, всячкски побуждая их к ученым трудам. Самим уставом им вмененл было в обязанность под ведением директора, вести записки исторические, метеорологические, топографические и статистические о губерниях, включая сюда сведения о земледелии, о времени посева и жатвы, о свойствах земли, употребляемых при землепашестве орудиях и других предметах, относящихся к  сельскому хозяйству. В августе 1805 года из училищного комитета было подтверждено, чтобы учителя, по требованию Устава, производили наблюдения над местными правилами и обычаями (колядование и др.), отмечали способы простонародного лечения, исследовало руды, целебные воды, красильни и т.д.

   Среди преподавателей Смоленской гимназии своей гобразованностью и дарованиями выделялся старший учитель  словесности В.Ф. Еленев, которому принадлежит целый ряд сочинений и переводов, к сожалению, в свое время не напечатанных и утраченных в 1812 году в рукописях. Так еще перед поступлением на службу в Смоленскую гимназию (27 апреля 1805 года) он передал   сочинение Гольдшмидта: «О преимуществах общих государственных училищ перед частными учебными заведениями и о легчайшем способе распространения оных». Труд этот был одобрен директором Людоговским и препровожден в училищный комитет. Кроме того, им составлен был «Философский курс логики, психологии и нравственной философии, сообразный постепенному развитию детских понятий». Сочинения эти были рассмотрены и, по отсутствию в то время для гимназий методического руководства по соответствующим предметам, одобрены для преподавания.
   Несомненно, что такие образованные для своего времени люди, как В.Ф. Еленев и директор гимназии Л.Ф. Людоговский, впоследствии член Московского Общества  истории и древности, служа в Смоленске, столь богатом своим историческим прошлым, весьма интересовались его стариной и не упускали  случая отметить и расследовать что-нибудь, касающееся отечественной  истории. Таково, например, известие «Историчесокй записки смоленской гимназии», от 14 июня 1812 года, об архивных документах военнопоходной канцелярии времен Петра Великого, случайно найденных Еленевым в древней городской  стене.

© Гимназия им. Н. М. Пржевальского 2012 г.